Осенью 2012 года Россия внесла 10 млн. евро на счета фонда, призванного поддерживать проекты Арктического совета. Это был самый крупный взнос среди всех членов «заполярного клуба». Доли других стран, участвовавших в учреждении фонда, выглядят скромнее: Норвегия – 237 тыс. евро, Финляндия – 200 тыс. евро. Общий размер фонда составляет почти 16 млн. евро.
Тогдашний руководитель Минрегиона Виктор Басаргин рассказал о реализации планов Первого коллективного фонда Арктического совета, призванного финансировать природоохранные меры в Арктике.
До последнего времени финансирование проектов в Арктическом совете каждый его участник производил из собственных ресурсов. Система была хаотичной и неорганизованной, т.к. странам-участницам постоянно приходилось искать единомышленников. Российская сторона предложила данный процесс упорядочить, чтобы стало понятно, кто и на чьи деньги реализует те или иные проекты. А для этого необходимы тщательно разработанные механизмы финансирования программ.
Главным пунктом в позиции России является равномерное распределение рисков и ответственности между всеми заинтересованными сторонами.
Круг российских интересов в Арктике можно обрисовать, условно разделив их на две основные группы:
- Создать новые транспортные коридоры и освоить новые месторождения углеводородов, учитывая при этом обеспечение экологического баланса;
- Развивать социальную инфраструктуру, обеспечить доступность социальных услуг и повысить качество жизни населения региона, сохранив культурное наследие коренных жителей.
Была разработана госпрограмма по развитию арктической зоны вплоть до 2020 года, для реализации которой необходимо примерно 1,3 трлн. рублей. При этом регионы выделили 720 млрд. рублей, федеральный бюджет – около 500 миллиардов и еще 80 млрд. пришлось на долю частного бизнеса.
Первоочередной задачей в Арктике является восстановление инфраструктуры Северного морского пути, который позволяет судам из Европы достигать Азии кратчайшим путем. Чему в немалой степени способствует процесс таяния льдов.
В связи с этим перед Россией стоит грандиозная задача обновления ледокольного флота, строительства спасательных станций, аэронавигационных пунктов, аэропортов, морских портов и региональных дорог.
Что касается добычи углеводородов, то стоит отметить, что две трети запасов этого сырья в Арктике приходится на российский сектор. Задача освоения региона становится весьма актуальной на фоне истощения традиционных нефтегазоносных провинций.