С 1 апреля вся страна ощутила на себе последствия просто «превосходного» сюрприза. Государство решило повысить тарифы на коммунальные услуги населению. Электроэнергия, газ, вода, отопление – это все отрасли, которых коснулось повышение. И не нужно думать, что это так государство решило пошутить. Отнюдь. Причём повышение довольно ощутимо – где-то 50%, а где-то 330%.
В политических кругах идёт активное обсуждение данного повышения, кто-то говорит, что это нормально, ну или, по крайней мере, допустимо и ожидаемо, а кто-то говорит, что это очень плохо. Ведь повышение зарплат не наблюдается, а вот тарифы растут с сумасшедшей скоростью. В связи с этим снижается покупательская способность, повышается инфляция. Вот только почему-то никто из экспертов не обсуждает, изменится ли качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, которыми пользуется население.
Тем более что хронические проблемы ЖКХ уже давно не являются темой дня. Почему-то эти проблемы не освещают в медиа. Кабмин проводит реформы, общественность только получает только квитанции об оплате и всё.
Коммунальная сфера – выгодный, хоть и непростой бизнес
Да, это действительно так. Это очень выгодный бизнес для государства, хотя и довольно непростой. Страной устанавливаются жёсткие правила, выполнение которых находится под контролем государства. Что касается качества услуг предоставляемых населению, то за этим следят исполнители. Причём, они же должны установить и пригодную цену. Правда, МВФ ничего не требовал в этом плане. А вот самостоятельно подумать никто не решился. Почему нет никому дела до проблем коммуналки. Хотя в Украине множество инвесторов-банкиров. А регулятором был назначен бывший менеджер «Рошен», который ничего не смыслить что-либо в сфере энергетики. К сожалению, коммунальная сфера так и остаётся заложником политической целесообразности. Но как бы там не было, а экономика остаётся в независимости от политической составляющей. А ведь только на 2014 год объём рынка составил примерно 60 млрд гривен, но инвесторы не хотят идти в отрасль. Почему так? Здесь всё просто. Многие понимают, что от этих вложений не будет окупаемости инвестиций.
Что самое интересное, даже после такого глобального повышения тарифов, себестоимость не будет покрыта. Именно поэтому перед предприятиями коммуналки всегда стоит настоящая дилемма выбора, куда распределять расходы. И понятное дело, что после такого распределения не остаётся никаких свободных средств на инвестиционные программы. Что уже говорить про возврат процентов по кредитам.
Инвестиционная составляющая
В большей части назначенных тарифов нет инвестиционной программы. Но, а если она и есть, то устроена на уровне 2-3%, чего хватает только на покрытие себестоимости. Чтобы хоть каким-то образом спасти отрасль приходится стимулировать тарифообразование. В Европе такая модель отлично себя зарекомендовала. Причём, благодаря такой схеме большинство предприятий будут снижать затраты на проведение различных операций. Получается, что регулятор должен дать предприятиям специальное задание по снижению затрат, что впоследствии приведёт к снижению тарифов для потребителя. Из этого следует, что предприятие получит отличный доход и стабильную прибыль, а для потребителя будут обеспечены качественные услуги. Причём тариф на эту услугу будет неизменным в будущем.
Будем надеется, что предпринятые государством реформы положительно повлияют на снижение тарифов. Только этот этап очень важен и для простых людей. Ведь про них тоже не стоит забывать. В противном случае, государство может оказаться на гране дефолта, а миллионы людей станут на грань выживания.